ПОРОШКОВЫЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Композиционные материалы — это искусственные материалы,
получаемые сочетанием компонентов с различными свойствами.
Одним из компонентов является матрица (основа), другим -
упрочнители (волокна, частицы). В качестве матриц используют
полимерные, металлические, керамические и углеродные материалы.
Упрочнителями служат волокна - стеклянные, борные, углеродные,
органические, нитевидные кристаллы (карбидов, берилов, нитридов
и др.) и металлические проволоки, обладающие высокой прочностью
и жесткостью. При составлении композиции эффективно используются
индивидуальные свойства составляющих композиций. Свойства
композиционных материалов зависят от состава компонентов,
количественного соотношения и прочности связи между ними.
Комбинируя объемное содержание компонентов, можно, в зависимости
от назначения, получать материалы с требуемым и значениями
прочности, жаропрочности, модуля упругости или получать
композиции с необходимыми специальными свойствами, например
магнитными и т. п.
Содержание упрочнителя в композиционных материалах составляет
20-80 % по объему. Свойства матрицы определяют прочность
компози¬ционного материала при сжатии и сдвиге. Свойства
упрочнителя опре¬деляют прочность.
Композиционные материалы имеют высокую прочность, жесткость,
жаропрочность и термическую стабильность. Так, для карбоволокнитов
d=650-1700 МПа, а для бороволокнитов d=900-1750 МПа. Плотность
композиционных материалов 1,35- 1,8 г/см^3 Композиционные
матери¬алы являются весьма перспективными конструкционными
материалами для многих отраслей машиностроения.
Карбоволокниты (углепласты) - это композиции
из полимерной матрицы и упрочнителей в виде углеродных волокон.
Для полимерной
матрицы используются полиимиды, эпоксидные и фенол формальдегидные
смолы. Карбоволокниты КМУ-2 и КМУ-2л на основе полиимидов
можно применять при температуре до 300?С Они водо- и химостойки.
Карбоволокниты содержат, наряду с угольными, стеклянные волокна,
что удешевляет материал. Карбоволокниты используют в химической,
судо¬строительной и авиационной промышленности.
При обработке обычных полимерных карбоволокнитов в инертной
или восстановительной атмосфере получают графитированные
карбоволокниты или Карбоволокниты на углеродной матрице.
Так, карбоволокнит на углеродной матрице типа КУП-ВМ по прочности
и ударной вязкости в 5—10 раз превосходит специальные графиты:
При нагреве в инертной атмосфере он сохраняет прочность до
2200*C. Карбоволокниты с угле¬родной матрицей широко применяют
при изготовлении химической аппаратуры.
Бороволокниты — это композиции из полимерного
связующего и упрочнителя - борных волокон. Для получения
бороволокнитов
применяют модифицированные эпоксидные и полиимидные связующие.
Бороволокниты имеют высокую прочность при сжатии, сдвиге,
высокую твердость, тепло- и электропроводность. Бороволокниты
водо- и химостойки. Изделия из бороволокнитов применяют в
космической и авиацион¬ной технике (лопатки и роторы компрессоров,
лопасти винтов вертоле¬тов и т. д.).
Органоволокниты - это композиции из полимерного
связующего и упрочнителей из синтетических волокон. Упрочнителями
служат
эластичные волокна, лавсан, капрон, нитрон и др. Связующими
служат полиимиды, эпоксидные и фенолформальдегидные смолы.
Органоволокниты имеют малую плотность, сравнительно высокую
ударную вязкость. Органоволокниты применяют в авиационной
технике, электропромы¬шленности, химическом машиностроении
и др.
Металлы, армированные волокнами - композиционные
материалы с металлической матрицей и упрочнителями в виде
волокон.
Упрочнителями служат волокна бора, углеродные волокна,
нитевидные кристаллы
тугоплавких соединений, вольфрамовая или стальная проволока.
Матричный материал выбирают из учета назначения композиционно¬го
материала (коррозионная стойкость, сопротивление окислению
и др.). В качестве матриц используют легкие и пластичные
металлы, алюминий, магний и их сплавы. Количество упрочнителя
составляет
по объему 30-50%. Металлы, армированные волокнами, применяются
в авиационной и ракетной технике.
Использование композиционных материалов требует в ряде случаев
создания новых методов изготовления деталей и изменения принципов
конструирования деталей и узлов машин.
ПОРОШКОВЫЕ СПЛАВЫ
Сплавы, изготовляемые из металлических порошков путем прес¬сования
и спекания без расплавления или с частичным расплавлением наиболее
легкоплавкой составляющей их, называются порош¬ковыми.
Несмотря на то, что объем производства порошковых сплавов невелик
и составляет всего 0,1% от общего объема производства металлов,
они имеют очень большое значение в народном хозяйстве и область
их применения чрезвычайно широка. При этом изготовление многих
сплавов практически возможно только из порошка, например, изготовление
твердых металлокерамических сплавов, керметов, сплавов из тугоплавких
металлов — вольфрам, молибден, тантал, ниобий — или композиций
этих металлов с легкоплавкими металлами, или из металлов с
неметаллическими материалами. Многие детали из порошковых сплавов
отличаются лучшими качествами и дешевле, чем из обычных металлов.
Особенно велико значение порошковой металлургии в новых отраслях
техники: атомной и химической промышленности, ракетной технике,
реактивных двигателях, радио- и электротехнике, энергетической
промышленности и в производстве особо жаропрочных сплавов.
ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПОРОШКОВЫХ СПЛАВОВ
Процесс производства порошковых сплавов заключается в получении
порошка, составлении шихты, прессовании и спекании.
Производство порошков.
Важнейшими методами производства
порошков являются:
1) восстановление металлов из окислов;
2) механическое измельчение;
3) электролитическое осаждение;
4) распыление жидкого металла;
5) нагрев и разложение карбонилов.
Наибольшим распространением пользуются первые два метода.
Восстановление металлов из окислов широко применяется в
производстве порошков тугоплавких редких металлов, вольфрама
и молибдена,
а также кобальта, никеля и железа. Руды редких металлов
подвергаются сложной переработке и размолу для получения
порошков окислов,
которые восстанавливаются затем путем нагрева в газовой
среде водородом, генераторным газом или твердыми восстановителями—сажей,
коксом, графитом. Иногда применяется комбинированное восстановлена
путем нагрева вместе с твердым и газовым восстановителем.
Восстановление из окислов позволяет получить очень мелкие
и чистые порошки.
При механическом измельчении — размоле на шаровых, молотковых
и особенно на вихревых мельницах — наиболее выгодным является
использование металлической стружки. Шаровые мельницы применяются
для размола хрупких металлов — чугуна, закаленной стали, бронзы,
окислов и др. Молотковые мельницы применяются для получения
порошков алюминия и бронзы.
С 1930 г. начали широко применять вихревые мельницы, в которых
измельчение производится ударами частиц металла друг о друга
под действием воздушных вихрей. Вихревое дробление применяется
для производства железных порошков для пористых подшипников,
стальных деталей и др. Некоторые металлы, например алюминий
и магний, во избежание воспламенения измельчают в защитной
атмосфере. Порошки, полученные путем механического измельчения,
тверды, плохо прессуются и требуют отжига для снятия наклона.
Электролитическое осаждение применяется для производства порошков
электроположительных металлов — меди и некоторых других металлов,
например, титана, ванадия я других, а иногда также и железа.
Распыление жидкого металла потоком сжатого воздуха, пара или
инертного газа сначала применяли для производства порошков
легкоплавких металлов — алюминия, олова и свинца. В настоящее
время этим методом распыляют также расплавленные сталь и чугун.
Испытание порошков.
Порошковая металлургия предъявляет ряд
требований к форме и размерам порошков. Например, для некоторых
деталей требуются порошки чешуйчатой формы, полученные
на вихревых мельницах, а для фильтров, наоборот, — шарообразной
формы, полученные распылением. Прессуются лучше крупные
порошки,
особенно если среди них есть и мелкие частицы, а спекаются
лучше мелкие. Зернистость порошков определяется путем ситового
анализа: порошок просеивают через ряд сит со все более
мелкими отверстиями и взвешивают остатки с каждого сита.
Форму зерен
определяют, рассматривая их под микроскопом с сетчатым
окуляром. Насыпной вес порошка определяется весом 1 см3 свободно
насыпанного
порошка. Он зависит от размера, формы и состояния поверхности
его частиц и является очень важной его характеристикой.
При конструировании прессформ необходимо знать насыпной
вес порошка, который будет в них прессоваться, чтобы определить
объем полости матрицы и ход пуансона. Перед прессованием
порошки просеивают, подвергают смягчающему или восстановительному
отжигу и тщательно (длительно) перемешивают.
Прессование.
Для прессования применяют большей частью быстроходные легко
автоматизируемые эксцентриковые (кривошипные) прессы, а иногда
и тихоходные гидравлические прессы.
Прессование производится в прессформах при давлении от 10 до 100 кГ/мм2 (от
98 до 981 Мн/м2) в зависимости от твердости порошка и формы изделия: чем
тверже порошок, тем больше давление прессования, при этом
усадка получается от 2:1
до 6:1.
Вследствие трения порошка о стенки прессформы процесс прессования получается
прерывистым, ступенчатым, нагрузка и сжатие порошка меняются скачками. Важнейшую
роль при сильных давлениях прессования играет пластическая деформация частиц
порошка, которая вызывает увеличение поверхности соприкосновения (контактной
поверхности) их между собой. Прочность прессования объясняется двумя причинами:
атомарным схватыванием на контактной поверхности — «зацеплениями», переплетением
неровностей на поверхности частиц порошка.
В различных частях сечения порошок уплотняется неодинаково. При по¬следующем
спекании усадка может оказаться неоднородной, и недопрессованная часть будет
плохо спекаться. Поэтому прессование проходит лучше при наличии деталей небольшой
высоты. Вместе с тем порошок не может, подобно жидкости, заполнить очень сложную
фасонную форму; следовательно, из порошковых сплавов можно изготовлять детали
сравнительно не очень сложной формы.
Спекание.
Для спекания порошковых сплавов применяют электропечи
с металлическим сопротивлением, с угольными сопротивлениями
в виде труб и высокочастотные. Спекание производится в
защитной атмосфере. Для спекания медных сплавов, железа
и фрикционных
материалов применяют защитные атмосферы, получаемые при
частичном сжигании газа. При спекании вольфрама, молибдена,
твердых сплавов, магнитных и электротехнических материалов
применяют водород. Температура спекания составляет примерно
2/3 тем¬пературы плавления металла, например для меди 800-850°
С, для железа — 1050-1150° С. Длительность спекания примерно
2—3 ч. Различаются два основных типа спекания — спекание
однокомпонентной системы, спекание многокомпонентной системы
с образованием или без образования жидкой фазы. При спекании
происходят следующие пиления: повышение температуры увеличивает
подвижность атомов, происходит изменение контактной поверхности
частиц, которая большей частью увеличивается; происходит
снятие напряжений в местах контакта и рекристаллизация,
сопровождающаяся ростом зерна через контактные поверхности;
восстанавливаются окислы и удаляются адсорбированные газы
и жидкости, и результате контакт становится металлическим.
В случае многокомпонентных систем, кроме перечисленных
явлений, про¬исходит образование твердых растворов, диффузия
и образование
химических соединений. При спекании порошков с большой
разницей температур плавления, например порошков карбида
вольфрама
с порошком кобальта, образуется жидкая фаза, которая капиллярными
силами стягивает нерасплавившиеся частицы. В результате
получаются плотные детали. Иногда, например при производстве
медновольфрамовых
электродов, сначала прессуют и спекают порош¬ковый вольфрамовый
каркас, потом пропитывают его расплавленной медью. Спекание
обычно сопровождается усадкой, которая тем больше, чем
выше тем¬пература спекания и чем ниже давление прессования.
Усадка
изменяет раз¬меры деталей; поэтому детали, требующие высокой
точности, например подшипники и зубчатые колеса, после
спекания калибруют путем протягивания через сквозные прессформы.
У
сплавов, образующих жидкую фазу, усадка и процессе спекания
составляет 5 - 25%, а у сплавов, не образующих жидкой фазы,
0,5—2,5%.
Горячее прессование, совмещающее прессование и спекание,
благодаря ряду преимуществ начинает распространяется всё
шире. При горячем прессовании требуется более низкое давление,
которое составляет всего 5—10% давления обычного прессования.
Порошок лучше заполняет форму, и горячее прессование позволяет
получать детали более сложной формы и более точных размеров,
не требующих калибрования. Нагрев порошка производится
электрическим током.
Схема производства.
Технологический процесс производства металлокерамических
(порошковых) твердых сплавов состоит из ряда следующих операций:
1. Сначала получают грубый порошок вольфрама путем восстановления
вольфрамового ангидрида W03 в потоке водорода при 700—900°
С или сажей при 1500° С. Полученный грубый порошок вольфрама
измельчают в течение примерно 9 ч на шаровой мельнице и просеивают.
2. Порошок вольфрама перемешивают с ламповой сажей .и карбонизируют
в бумажных или угольных патронах в течение 1 ч в электропечи
при 1400° С в атмосфере водорода или окиси углерода.
Полученный порошок карбида вольфрама размалывают и про¬сеивают,
как и порошок вольфрама.
Для титановольфрамового сплава карбонизации можно подвергнуть
шихту из ТiO2+ С + W и получить сразу оба карбида.
3. Полученные порошки карбидов и кобальта перемешивают
в течение 24 ч и дольше в шаровой мельнице; затем их
замешивают с клеем
и подсушивают. В качестве клея применяют или раствор
синтетического каучука в бензине или раствор парафина
в четыреххлористом
углероде.
4. Хорошо замешанная и подсушенная смесь подвергается
прес¬сованию при давлении примерно 10—40 кГ/мм2 (98—392
Мн/м2), причем
титановольфрамовые смеси требуют большего давления
прес¬сования, чем вольфрамовые.
5. Далее производят предварительное спекание смеси
при 900? С в течение примерно 1 ч в атмосфере водорода
для
создания
прочно¬сти, необходимой при механической обработке.
Предварительное спекание применяется не всегда.
6. После предварительного спекания полученный сплав
разрезают и механически обрабатывают на обычных
металлорежущих , станках—фрезерных, строгальных, токарных
и др.
7. Окончательное спекание, в процессе которого
образуется твердый сплав, проводят в атмосфере
водорода или
в засыпке из порошка
магнезита или окиси алюминия — для вольфрамовых
сплавов в течение 2 ч примерно при 1400° С, а
для титановольфрамовых
в течение
1—3 ч при 1500? С. Качество спекания зависит
от чистоты карбида
титана: чем меньше в нем азота и кислорода, тем
лучше идет спекание.
В результате спекания твердый сплав дает линейную
усадку до 25%, становится чрезвычайно твердым
и не поддается
механи¬ческой обработке; твердые сплавы можно
шлифовать зеленым кар¬борундом
«экстра» или подвергать электроискровой обработке.
Производство твердых сплавов требует особой чистоты,
тща¬тельного лабораторного контроле, соблюдения
технологической дисциплины
и всех тонкостей процесса. Качество и режущие
свой¬ства порошковых твердых сплавов зависят
от технологии
их произ¬водства не
менее чем от их состава.
Кроме порошковых твердых сплавов, в машиностроении
приме¬няют и литые твердые сплавы, которые применяются
или зернистыми
или в виде электродов. После наплавки они имеют
структуру заэвтектического, легированного, белого
чугуна и
очень высокую твердость благодаря
присутствию большого количества
карбидов и карбидной эвтектики.
Литыми твердыми сплавами наплавляют штампы, токарные
цен¬тры и сильно истирающиеся детали, что увеличивает
в несколько
раз их стойкость.
ПРОЧИЕ ПОРОШКОВЫЕ СПЛАВЫ
Антифрикционные сплавы.
Пористые, пропитываемые маслом подшипники
очень удобны в труднодоступных узлах трения и обеспечивают
высокую изно¬состойкость при малом коэффициенте трения.
Кроме того, они могут заменять бронзу или позволяют более
экономно
расходовать цветные металлы, но наличие пор снижает их
прочность и поэтому для тяжелонагруженных подшипников, например
коренных
и шатунных двигателей, они не применяются. Пористые подшипники
изготовляют из железного или медного порошка. Если нет
опасности ржавления, то подшипники изготовляются из смеси
железного
по¬рошка с графитом, который добавляется в количестве 1—2%.
Пористость в таких подшипниках 20 - 30%. После прессования
и спекания они пропитываются маслом, где коррозия возможна,
там применяются
бронзовые подшипники.
Пористые бронзовые подшипники изготовляют из смеси порошков
88% Сu, 10% Sn и 2% графита. Пористые подшипники обладают
хорошими анти¬фрикционными качествами, но менее прочны,
чем сплошные, поэтому их нельзя применять при больших нагрузках,
например для шатунных и коренных под¬шипников двигателя.
Эти материалы отличаются способностью саморегулировать
подачу смазки.
На контактной поверхности трущейся нары образуется непрерывная
пленка.
этим обеспечивается жидкое трение.
К антифрикционным автомобильным деталям та к же относятся
направляющие втулки клапана, шестерни масляного насоса
и т. д., которые изготовляются из смеси порошков 96% Fe
+2,5%
Сu +1,5% графита; после прессования и спекания они отжигаются
при температуре 740 и 715° С, т. е. производится отжиг
на зернистый перлит. Содержание углерода после спекания
не менее
0,8%. Наиболее желательной, обеспечивающей высокое качество
пористых железографитных подшипников структурой является
перлит с графитными включениями; в случае наличия у них
ферритной структуры они быстро изнашиваются, налипают
на шейку вала и имеют высокий коэффициент трения. Цементит
в структуре железографнтных подшипников, хотя и повышает
их сопро¬тивление износу, но изнашивает и царапает шейку
вала и также повышает коэффициент трения.
Фрикционные материалы.
К фрикционным материалам предъявляются
следующие требования: они должны иметь высокий коэффициент
трения, обеспечивающий плавность торможения и минимальную
пробуксовку и износостой¬кость как собственную» так н сопряженной
стальной поверхности. Кроме того, они должны иметь хорошую
прирабатываемость, не заедать и обладать высокой теплопроводностью.
Всем этим требованиям может отвечать только порошковый
сплав, представляющий целый комплекс различных материалов
с различными
свойствами.
По условиям эксплуатации фрикционные материалы могут работать:
1)в масляной ванне, например в автоматических коробках
передач современных автомобилей с фрикционными дисками
и тормозными
лентами:
2) при сухом трении, например тормозные накладки фрикционных
механических прессов.
Фрикционные материалы изготовляются из порошков меди, олова,
железа
и других, образующих металлическую их основу, куда добавляются
в небольшом количестве порошки кремния, двуокиси кремния
(SiO2), асбеста и пр. для повышения коэффициента трения,
а также порошка графита, талька, свинца и пр. для создания
смазки на поверхностях трения,
Изменяя дозировку добавок, увеличивающих коэффициент трения
и добавок, его снижающих, можно получить необходимые фрикционные
свойства порошкового сплава, т. е. исключить пробуксовку
обильно смазанных трущихся поверхностей при очень высокой
износостойкости и фрикционного материала
и сопряженной с ним стали.
Например, в автомобильной промышленности для работы в масле
при¬меняется фрикционный сплав из следующих порошков; 60%
Сu, 10% Sn, 4%
Fe, 7% Pb, 4%; графита, 8% пульвер-бакелита и 7% асбеста.
Фрикционные сплавы отличаются невысокой прочностью, поэтому
они применяют» я в виде топкого слоя или на стальном диске,
или на стальной ленте. Соединение их со сталью производится
двумя способами: спеканием порошкового сплава под давлением
со сталью или приклеиванием.
В условиях сухого трения при торможении развивается более
высокая температура и поэтому приходится применять вместо
медной основы железную,
отличающуюся более высокой температурой плавления.
Пористые фильтры.
Из шарообразных порошков бронзы или сплавов
никеля с медью или чистого никеля изготовляют металлические
фильтры с объемом пор, достигающим 80% от общего объема
изделия. Такие фильтры приме¬няют в химической промышленности,
а также
в качестве топливных фильтров в двигателях.
Конструкционные материалы. Порошковая металлургия в данном
случае
должна упрощать технологический процесс, для сокращения
расхода металла и снижения трудоемкости производства. Например,
детали
простейшей формы:
небольшие шестерни, шайбы и т. д. из углеродистой или из
легированной стали с успехом изготовляются методами порошковой
металлургии. Порошковые сплавы также применяются для производства
прецизионных сплавов, т. е. сплавов с очень небольшими
колебаниями в химическом составе, биметаллов и комплексных
сплавов с
разным составом поверхности и сердцевины, а также особо
жаропрочных сплавов и материалов для ракет н ядерных реакторов.
Электротехнические сплавы. Особенно широко порошковые сплавы
применяются в электротехнике. Постоянные магниты небольшого
размера, полу¬ченные из порошков Fe—Al—Ni сплавов (альни)
или F'e—А1—Ni—Со сплавов (альнико), отличаются мелкозернистостью,
в отличие от литых магнитов из этих сплавов, которые крупнозернисты.
Кроме того, порошковые сплавы ли¬шены литейных дефектов:
раковин, ликвации и т. д. Это позволяет получить однородную
плотность магнитного потока. Допуски в размерах постоянных
магнитов из порошковых сплавов гораздо уже, что сводит
до минимума их механическую обработку, которая ограничивается
одним шлифованием.
Порошковые сплавы позволяют соединить жаро- и износостойкость
вольфрама, молибдена, никеля и графита с высокой электропроводностью
меди и серебра.
Из порошковых сплавов изготовляют электрические контакты.
Сопротивление контактов искре повышается при комбинации
серебра с окисью кадмия. Высокая электропроводность серебра
обеспечивается
его чистотой, а также отсутствием элементов, которые могут
образовывать с серебром твердые растворы.
Порошковые сплавы применяют при изготовлении ряда электро-
и радио-технических деталей из порошков альсифера, ферритона
и карбонилььного железа.
Из порошковых сплавов изготавливают электроды для дуговой
сварки, из смеси графита с медным порошком изготовляют
износостойкие щетки электродвигателей. Железные порошки
применяют для изготовления
полюсов электродвигателей постоянного тока.
Тугоплавкие металлы и тяжелые сплавы. Из порошков методом
восстановления из окислов получают металлы с очень высокой
тем¬пературой плавления — вольфрам, молибден, тантал/ниобий
и др. Сначала в потоке водорода восстанавливаются из окислов
чистые металлы, получаемые в виде порошков. Их прессуют
в брикеты и нагревают током. Далее производят ковку и прокатку.
Все эти опе¬рации с вольфрамом и молибденом производят
в
атмосфере водорода, а с титаном и танталом—в вакууме, так
как последние очень сильно поглощают газы при высоких температурах.
Если металл предназначен для нитей электроламп, в него
добавляют ве¬щество, препятствующее росту зерна при высоких
температурах,
например окись тория.
Из порошков изготовляют также «тяжелый сплав» состава 90%
W, 7,5 Ni и 2,5% Си, имеющий удельный вес до 17 и высокие
механические свойства, применяемый, например, в качестве
проти¬вовесов там, где по условиям конструирования места
для них мало.
Керметы.
Керметами называются порошковые сплавы, являющиеся
композициями керамических материалов с металлами и предназначаемые
для деталей, работающих при высоких температурах или в
агрессивной коррозионной среде.
Керметы сочетают жаропрочность, корро¬зионную стойкость
и твердость керамических материалов (карбидов, окислов,
боридов,
нитридов и силицидов) с вязкостью, тепло¬проводностью и
стойкостью при перемене температуры металлов.
Наиболее подходящим керамическим мат риалом дли этих спла¬вов
в настоящее время является карбид титана TiC благодаря
его жаропрочности, окалиностойкости и способности противостоять
тепловому удару, т. е. не разрушаться при внезапных и сильных
изменениях температуры.
Связующим металлом для керметов берут жаропрочный сплав
из порошков никеля, кобальта и хрома, иногда с небольшим
количеством
молибдена. Введение хрома повышает сопротивление ползучести
и окалиностойкость керметов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенкольб Ф. Порошковая металлургия. М., Металлургиздат
1959.
2. Андриевский Р. А. Пористые металлокерамические материалы.
М.,
Металлургия, 1964.
3. Бальшин М. Ю. Порошковое металловедение. М., Металлургиздат 1948.
4. Борок Б. А. и Ольхов И. И, Порошковая металлургия. М.. Металлургиздат,
1948,
5. Виноградов Г. А. и др. Прессование и прокатка металлокерамнческих
материалов. М., Машгиз, 1963.
6. Вопросы порошковой металлургии и прочности материалов. Вып. I—VI.
Киев, АН УССР, 1956—1959, в настоящее время журнал «Порошковая
метал¬лургия», АН УССР.
7. Киффер Р., Шварцкопф П. Твердые сплавы. М., Металлург¬издат, 1957.
8. Порошковая металлургия. М. Металлургиздат, 1954.
9. Раковский В. С. и др. Твердые сплавы в машиностроении. М., Машгиз,
1955.
10.Федорченко И. М., Андриевский Р. Л. Основы порошковой
металлургии. Киев, AИ УССР, 1963.
назад
в библиотеку